Развитие систем искусственного интеллекта в разных странах происходит с учётом специфики окружающей среды в каждом из регионов, поэтому кажется специалистам неравномерным. Например, если США и Китай лидируют по степени развития инфраструктуры и количеству научных исследований в сфере ИИ, то законодательное регулирование этой области деятельности в данных странах сильно хромает.
Издание Semafor обсуждает созданный Стэнфордским университетом рейтинг стран по различным аспектам развития искусственного интеллекта, и США и Китай в нём могут быть отнесены к лидерам по следующим критериям: научно-исследовательская активность, экономическая составляющая, развитость инфраструктуры, ответственность за применение ИИ. США в этом рейтинге оказываются на первом месте, Китай на втором, а вот состав остальной части первой пятёрки постоянно меняется.
Япония, например, занимает третье место в мире по развитости инфраструктуры, но больше нигде себя не проявляет настолько, чтобы попасть в первую пятёрку. В сфере законодательного регулирования ИИ и контроля за его распространением лидирует Великобритания, на втором месте оказывается Бельгия, где расположен административный центр Евросоюза, на третьем оказывается Франция. По уровню развития образовательных программ в сфере ИИ лидирует Великобритания, а США оказываются только на четвёртом месте. Примечательно, что по благосклонности общественного мнения к развитию ИИ лидируют тоже США, но на втором месте оказывается Саудовская Аравия, а замыкает первую пятёрку Австралия.
Если рассматривать научно-исследовательскую деятельность, то США превосходит прочие страны в количестве и разнообразии больших языковых моделей для искусственного интеллекта, но китайские разработчики опережают геополитического конкурента по критериям сугубо академической деятельности и патентной активности. В сфере финансирования США полагаются на частный капитал, тогда как в Китае ставка делается на публичный, но он нередко переплетается с государственным. Хотя США и Китай в равной мере могут похвастать наличием государственной стратегии развития ИИ, законодательное регулирование в этой сфере хромает в обеих странах, хотя в США ситуация чуть лучше. Кстати, КНР превосходит США и по степени доступности скоростных каналов связи в части инфраструктурных условий развития ИИ. Рейтинг не может претендовать на объективность хотя бы силу ограниченного доступа к определённой статистике в том же Китае, но общее представление о положении дел в мировой отрасли он даёт.