Рынок мобильных браузеров в Великобритании «не работает благополучно для потребителей и предприятий», гласит решение британского антимонопольного органа, и виноваты в этом, по его версии, Apple и Google.
Независимая экспертная группа завершила исследование рынка мобильных браузеров для британского Управления по конкуренции и рынкам (CMA) — она определила, что Apple проводит политику в отношении iOS, Safari и WebKit таким образом, что затрудняет конкуренцию для сторонних разработчиков браузеров, в результате чего сдерживается развитие рынка. Препятствия для конкурентов, по версии экспертов, создаёт также мобильная экосистема Google Android, хотя и в меньшей степени.
Apple требует, чтобы все браузеры под iOS работали на разрабатываемом компанией движке WebKit; при этом у её собственного предустановленного браузера Safari есть преимущественный доступ к функциям по сравнению с альтернативными решениями; а его назначение в качестве браузера по умолчанию снижает осведомлённость пользователей о других продуктах. Схожая ситуация выявлена с Google Chrome, который идёт в качестве браузера по умолчанию на подавляющем большинстве устройство под Android. При этом Apple и Google предприняли некоторые шаги, чтобы упростить пользователям переход на альтернативные браузеры — они сделали это после того, как в минувшем ноябре было объявлено о предварительных выводах расследования. Расследование также показало, что средства, которые Google перечисляет Apple за установку своей системы по умолчанию на iPhone «значительно снижает финансовые стимулы для конкуренции».
Исходя из установленных фактов, CMA выдвинуло средства правовой защиты, направленные на оздоровление конкурентной среды на рынке мобильных браузеров Великобритании. В частности, Apple надлежит предоставить сторонним разработчикам возможность использовать на iOS альтернативные браузерные движки; Apple и Google следует выводить пользователям экран с выбором браузера во время настройки устройства; компаниям также предписывается разорвать соглашение о выплате средств от рекламных доходов. Пока все эти предложения не имеют юридической силы, но в ближайшие месяцы ситуация может измениться.
В январе CMA также инициировало проверки в отношении мобильных экосистем Apple и Google с целью установить, следует ли присвоить им стратегический рыночный статус (SMS) в соответствии с «Законом о цифровых рынках, конкуренции и потребителях» (DMCC). Подобно европейскому «Закону о цифровых рынках» (DMA), документ даёт британским властям право предъявлять компаниям с «существенной и укоренившейся властью на рынке» более строгие антимонопольные требования. Этим компаниям может быть выдано предписание выполнить определённые действия, чтобы воспрепятствовать антиконкурентным мерам; нарушение норм DMCC грозит штрафом в размере до 10 % от годового оборота компании.
«По итогам нашего углублённого расследования мы пришли к выводу, что конкуренция между различными мобильными браузерами работает не очень благополучно, и это сдерживает инновации в Великобритании. Я приветствую оперативные действия CMA по инициированию стратегических расследований в отношении статуса рынка мобильных экосистем Apple и Google. Изложенный нами сегодня обширный анализ поможет в этой работе по мере её продвижения», — заявила председатель независимой группы экспертов CMA Марго Дейли (Margot Daly).