Крупные заказчики IT-продуктов в России с ноября 2024 года приостановили свои инвестиционные программы и закупки отечественных решений — они ожидают, что на российский рынок вернутся зарубежные разработчики ПО. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на отраслевых экспертов.
В прошлом году реализовывались инвестиционные программы, которые были приняты намного раньше — они «докатывались по инерции», благодаря чему российские компании в сфере IT смогли успешно завершить год. Но с ноября обозначилось замедление по всем крупным заказчикам. Одним из наиболее серьёзных сдерживающих факторов считается ключевая ставка, установленная Банком России на отметке 21 % — она усложнила инвестирование в развитие. Рынок продолжит расти, считают эксперты, но этот рост замедлится.
По итогам 2024 года российский рынок корпоративного ПО показал годовой рост на 34 % до 199 млрд — в денежном выражении он вышел на докризисный 2021 год, когда этот показатель был 201 млрд руб. Значительная часть крупных компаний реализует долгосрочные программы развития и модернизации — они включают в себя закупки, инвестиции, замену оборудования, расширение инфраструктуры, усиление кибербезопасности и приход новых кадров. Но основные инвестиции по данным направлениям пришлись на 2022 и 2023 годы, а сейчас рынок замедлил рост: часть компаний в условиях неопределённости и роста ключевой ставки перешли в режим ожидания, пересмотрев свои стратегии и приоритеты. В итоге если в 2023 году рост демонстрировали 95 % IT-компаний, то в этом данный показатель может снизиться до 50 %.
Официальные прогнозы по отечественному рынку IT остаются положительными: роста рынка в 2025 году ожидают 89,9 % отраслевых специалистов; 67,9 % считают, что он составит более 10 %. Спрос остаётся высоким, но не все российские решения достаточно обкатаны и способны обслуживать большой число пользователей, и это сдерживает рост рынка; кроме того, в отрасли много новичков, а опытных разработчиков недостаёт. Поэтому и российские заказчики, и иностранные разработчики заняли выжидательную позицию — они следят за геополитикой, поскольку массовое возвращение ушедших из России компаний уже представляется реалистичным.
Изменились условия и для самих заказчиков. Когда иностранные решения оказались недоступными, компании в экстренном порядке стали искать им замену; затем шок прошёл, и заказчики стали оценивать свои потребности более трезво. Сейчас они продолжают инвестировать во внедрение и развитие IT-систем, но первостепенное внимание уделяют самым нужным — они стали более чётко понимать целевую архитектуру, оценивать ключевые стратегические развилки и действительные возможности рынка IT, из-за чего спрос снизился.
Некоторые из заказчиков — операторов объектов критической информационной инфраструктуры до сих пор не выполнили требование о переходе на отечественные решения, что останется стимулом для дальнейшей закупки российской IT-продукции. Так, в части виртуализации уровень проникновения отечественных разработок сейчас составляет 30 %, а полный переход произойдёт через 3 или 4 года. Сократилась активность заказчиков из нефтегазовой отрасли — есть мнение, что бо́льшая часть игроков уже выбрала, протестировала и провела пилотное развёртывание ПО, перейдя непосредственно к внедрению.